Влияние технологий на детское развитие: помощь или вред

0
320
технологии и детское развитие

Соон Кеонг, директор Nullspace, образовательного центра, продвигающего робототехнику и изучение технологий, поделился своим мнением на влияние технологий в современном мире. Центр Nullspace был основан в 2008 году и кроме программ по обучению робототехнике и программированию с 2011 года проводит ежегодное соревнование IDE SERIES между школьников, желающих попробовать свои силы в мире инноваций, дизайна и инженерии (Innovation, Design, Engineering – IDE). В 2016 году Соон Кеонг также официально запустил линию образовательных пособий Think Crate, с которыми взрослые и дети могут изучать мир электроники.

Насколько большое влияние технологии оказывают на нашу жизнь?

В последнее время технологии сильно развились. Я всё ещё помню те дни, когда мой модем был подключен к телефону и каждый раз, когда кто-то звонил, интернет отключался… Сейчас технологии везде, у каждого из нас есть персональный компьютер с собой прямо сейчас — смартфон. Технологии открыли доступ к информации. Она сейчас не стоит дорого, простой поиск в гугле выдаст массу данных по нужному вопросу.

Как технологии используются в школах?

Раньше учителя использовали только доску, а сейчас многие учителям пользуются слайдами PowerPoint, используют видео, фото, диаграммы и другие материалы. В конце урока учитель может просто загрузить информацию на сервер, а ученики получают доступ к ней, войдя в систему. Технологии позволяют учителям отслеживать прогресс учеников и то, как они справляются с разными темами. Можно увидеть, просмотрели ли они слайды, сколько времени у них это заняло, вчитывались ли они в каждый или же просто пролистали все как можно быстрее. С такими системами проще проводить тесты во время обучения, а не только в самом конце, и отслеживать прогресс во время обучения.

Что изменилось для детей с приходом технологий?

Технологии изменили подход к решению проблем. Я помню, как раньше в поисках решения мы обращались прежде всего к родителям и другим родственникам, а потом и друзьям, чтобы получить какой-то совет. Сейчас же, когда мы спрашиваем у учеников: «Где вы это услышали?» или «Откуда вы это знаете?», ответ чаще всего: «Я прочитал в интернете». Дальше они могут сказать: «Я просто вбил в поиск и по первой же ссылке нашел это». Следующим нашим вопросом будет: «Насколько достоверна эта информация?» Может это была статья из блога неизвестного автора? Или может это информация с официального сайта организации? Часто ученики не понимают, как достоверность работает в современном мире, и задача взрослых – это научить их правильно пользоваться информацией.

Родители часто жалуется, что их дети слишком много времени проводят в интернете. Что вы можете им посоветовать?

Я бы не сказал, что дело только в интернете. Интернет – это только часть более обширной темы – мира технологий. Важно найти баланс. Мы советуем предоставлять доступ детям к технологиям и интернету дома. Конечно это зависит от родительского подхода. Они могут ограничивать детей во времени или в том, чем они могут заниматься на компьютере.

Какой должен быть подход к использованию технологий детьми?

Я считаю, что очень важно стимулировать детей не на потребление технологий, а на создание чего-то нового с их помощью. Смысл в том, чтобы не быть простыми потребителями. Например, освоив азы программирования, ученики могут создавать игры, и это действительно их увлекает. Во время процесса они могут освоить другие навыки, которые помогут им в жизни. Например, понять, как работают логические структуры.

Иногда мы предлагаем детям подумать о технологиях, которые окружают нас. Мы можем говорить о виртуальной реальности или просто о том, как работает лифт. Как запрограммировать лифт, чтобы он двигался с 1 на 10 этаж? Это включает математические расчеты. Или как работает светофор для пешеходов? Почему при нажатии кнопки для перехода, иногда зеленый цвет загорается сразу же, а иногда приходится ждать целую минуту? Всё это работает за счет технологий, которые ученики могут понять.

Многие родители боятся технологий. «Мой ребенок постоянно за компьютером. Что мне делать?» Как можно снизить уровень страха?

Я думаю, что очень важно построить открытый диалог со своим ребёнком. И ещё советую расположить компьютерную зону в зале или в другой комнате общего назначения. Родители могут пользоваться технологиями вместе с ребёнком. Сейчас есть огромное количество бесплатных онлайн ресурсов, и можно найти то, что будет интересно и взрослому и ребёнку.

То есть технологии могут быть точкой соприкосновения для родителей и детей?

Да, я бы сказал, что технологии могут объединять семьи. Есть множество способов. Например, огромное количество доступных интернет курсов, платных и бесплатных. Вы просто можете зарегистрироваться всей семьей на интересный вам курс, например, освоить рисование или создание анимации. Есть программы, в которых можно создать свой клип. Можно попробовать сделать видео из последнего отпуска, провести его редактирование и монтаж.

Какой главный совет в отношении технологий вы бы дали современным родителям?

Прежде всего, мы должны принять как факт, что технологии теперь с нами. Я не могу представить, что должно случиться, чтобы мы вдруг перестали пользоваться телефонами и интернетом. То есть первый шаг – это действительно понять и принять технологии, то, как они развиваются… учитывать, что они будут развиваться все больше. Привязанность к технологиям – это не обязательно нездоровая привязанность. Например, если ребенок увлекся какой-то темой, он может смотреть фильмы и передачи, посвященные этой теме, постоянно стремиться что-то узнать. Это здоровый интерес. Главное, чтобы был баланс и диалог, и понимание того, что жизнь есть и за пределами технологий. 

Технологии могут приносить пользу или причинять вред – всё зависит от того, как мы ими пользуемся. Но запрет технологий – это неправильный путь. Чем больше запретов, тем больше вероятность, что дети найдут к ним доступ в другом месте. Во всем необходим баланс.

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here