Шерил Вендлинг: «Зачем изучать естественные науки»

0
165
наука и жизнь

Шерил Вендлинг – бывшая учительница естественных наук в старших классах, а также автор учебных материалов для НАСА и ведущая научных мастер-классов: местных, национальных и международных – рассказывает о важности науки в жизни любого человека.

 

В начале каждого учебного года мне задавали один и тот же вопрос: «Почему я должен изучать биологию/ химию/ экологию и т.д.? Я не собираюсь быть ученным.» Я уверена, что учителя других дисциплин также не раз слышали подобные вопросы. Я всегда находила время, чтобы попробовать помочь своим ученикам самим увидеть, что наука является важной частью их повседневной жизни и их будущего. С самого начала я понимала: для того, чтобы ученики увидели важность обучения, они должны понять, чем полезно то, чему их учат, понять, как это может повлиять на их жизнь.

Однажды мой старший сын, тогда ещё совсем маленький, пришел из садика, жалуясь на то, насколько глупым он считает нанизывание макарон на нитку. В то время как многие дети считали это веселым времяпрепровождением, мой сын был уверен, что это абсолютно бесполезная трата времени. Тогда я объяснила ему следующее: «Для того, чтобы у тебя получалось хорошо кидать мяч, рисовать или писать, взбираться в горы и даже направлять вилку с едой в свой рот, а не глаз (Мы очень смеялись, когда я продемонстрировала это), очень важно, чтобы твои глаза могли сфокусироваться на том, чем заняты твои руки. Твои учителя это знают и поэтому они придумали задания, которые помогут глазам и рукам работать вместе.» Другими словами, я соотнесла это занятие с актуальными для него понятиями и желаниями, и он посмотрел на происходящее с другой стороны.

 

Из любопытства я задала вопросу Google: «Почему важно изучать биологию?» Множество источников давали простейшие и неудовлетворяющие меня ответы вроде «Потому что это нужно» или список работ, доступных людям, знающим биологию. Некоторые источники пытались объяснить, как биология объединяет людей, растения, животных и другие формы жизни. Это, конечно, интересно, но не даёт хорошего ответа на вопрос, почему кто-то должен изучать биологию, если они не собираются работать в сфере науки.

Когда мне задавали этот вопрос на уроках, я прикладывала все усилия, чтобы дать ответ, который ученики могли бы соотнести со своей повседневной жизнью, чтобы ответ охватывал не только биологию, но и другие дисциплины. Для начала я переадресовывала вопрос самим ученикам, помогая им понять его. Если просто выдать кому-то готовый ответ, это не поможет им думать самостоятельно.

Я помню, как-то директор позвал меня на ковер, потому что я не учила «правильно». Вместо того, чтобы вручить ученикам список фактов, которые они должны вызубрить и воспроизвести на тесте, я давала им тему и просила их изучить её и рассказать, что удалось узнать. Дети не знали, как это делать. До этого никто не давал им заданий для самостоятельного поиска таких вещей, не говорил задавать самому себе вопросы и искать ответы на них. Они совершенно не знали, где искать, если эта информация не выделена в учебнике жирным шрифтом. Чтобы задать вопрос необходимо подумать. Если начать с правильного вопроса, то это побудит учеников задавать свои собственные.

“Почему для вас важна биология? Вы чистите зубы? [Обычно тут я получаю: «Да» в ответ] Почему вы чистите зубы? [“Чтобы у меня изо рта приятно пахло» или «Чтобы не было кариеса»] От чего бывает кариес? [“Хмм, из-за еды, застревающей между зубами?»] Вопросы продолжаются, пока кто-то не упомянет инфекции и причины их появления (бактерии). «А знали ли вы, что ротовые бактерии, ведущие к заболеваниям зубов, также имеют отношение к сердечным болезням?» Кто-то спросит: «Как?» и я дам возможность им найти ответ самостоятельно.

Я даю разные сценарии и рассказываю хотя бы об одной причине, почему знание науки важно в повседневной жизни, независимо от того, будут ли они строить карьеру в этой сфере.

«Занимается ли кто-то из вас уборкой дома? [Много рук поднимается] Использовали ли вы когда-либо более одного чистящего средства одновременно? Что могло бы случиться, если вы бы перемешали не те средства? Как знание этого может помочь вам и другим людям?»

«Если у вас есть машина или вы помогаете в гараже, знаете ли вы, почему разные сорта масла заливаются в двигатель в разные времена года и в разных климатах? Почему шины автомобилей должны наполняться воздухом под определённым давлением?»

После того, как ученики получили примеры, как наука пересекается с их жизнями, крайне важно вовлечь детей в активный процесс. Они должны думать самостоятельно, а не просто отвечать на поставленные вопросы. Возьмите кусочек мела или маркер и устройте мозговой штурм. Напишите то, чем они занимаются каждый день, и то, чем они хотят заниматься в жизни, и начните искать, какую роль в этом играет наука. Вы обязательно найдете интересные ответы.

 

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here