Роль учителя в эру информационной революции

1
1937
учитель, информационная революция

С началом информационной революции знания перестали носить эксклюзивный характер. Интернет и информационные технологии, поисковые системы и возможность хранить огромные объемы данных – всё это расшатывает существующий порядок обучения.

Специалисты в сфере технологий и образования уже давно критикуют традиционную иерархию учитель-ученик. Они говорят, что существующие педагогические методы устарели и больше не подходят для новой эры, когда информация доступна всем. Знания перестали быть прерогативой учителей, а значит обучающие методы и сами отношения учитель-ученик должны быть пересмотрены. Раньше учитель требовался для того, чтобы задавать вопросы и давать ответы на них, делиться знаниями, но сейчас информация находится в свободном доступе – достаточно просто зайти в интернет. Технология приводит к тому, что формат школ устаревает. Многие считают, что больше нет необходимости собирать учеников в одном классе в указанное время для того, чтобы дать им доступ к знаниям, ведь они легко могут получить их сами. Но действительно ли это так?

 

Иллюзия доступности и распространения знаний

Критика формата школ стимулировала появление новых инициатив, как в академическом, так и в деловом мире. Много говорится о свободном распространении знаний и о технологии как способе уменьшить разрыв между разными социальными слоями. В основе лежит идея о том, что технология делает образование более доступным, в том числе и в развивающихся странах, за счет создания обучающих платформ, где ученики имеют доступ к знаниям в любое время и из любого места. Большинство таких проектов предлагает самообучение. Например, Coursera и edX предоставляют доступ к курсам видеолекций, которые подготовлены с использованием материалов ведущих университетов и предназначены для получения разных востребованных профессии. Цель – дать возможность ученикам со всего мира получить образование высокого уровня по низким ценам. «Мир, в котором каждый человек из любой страны может изменить свою жизнь, получив доступ к лучшему в мире образованию» — так видит свою миссию Coursera.

 

Но несмотря на убедительные аргументы в пользу таких площадок, несмотря на громадные инвестиции в контент курсов, большое количество учеников не доходит до конца. Сложность состоит в психологии обычного человека. Большинству людей самостоятельное обучение просто не подходит. Именно к такому выводу пришли психологи: только немногие из нас могут овладеть новыми дисциплинами самостоятельно, методично изучая их на протяжении нужного отрезка времени. Именно поэтому так высок процент бросивших обучение на полпути, и так мало учеников, прошедших всю программу.

 

ИННОВАЦИЯ ВНУТРИ ШКОЛ

Увидев, что к идее самостоятельного обучения большинство из людей просто не готовы, эксперты сконцентрировали свои силы на улучшении действующей системы и пересмотре структуры образования в классе.

 

Учитель новый эры – это не энциклопедия знаний с готовыми ответами на все вопросы, а скорее куратор или гид, который помогает ученикам в выбранном пути. Вместо того, чтобы запрещать появление технологии в классе и пытаться искусственно сохранить традиционную систему образования, возможно, учителям стоит научиться самим и научить детей правильно использовать доступные гаджеты. Ведь отрицание их ведёт только к тому, что разрыв между полученными знаниями и «взрослой» жизнью превращается в огромную пропасть.

 

Современный мир не возможен без технологий, а значит и учителя должны использовать её в своих целях. Можно включить роботов в занятия по моторике или по изучению разных состояний материи, разобрать, как действуют электросигналы, играя на «банановом» пианино, и даже разработать систему предупреждения о цунами.  Технологии делают образование насыщенным и полезным, времена меняются и учителя должны меняться вместе с ними.

 

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Живое общение ничем незаменимо. Теряя контакт «глаза в глаза», человек теряет себя как человека и теряет других в духовном и душевном плане. Именно потеря этой нити ведёт к разрушению личности, к отрыву от социума. К тому же страдает внимание, умение слушать и слышать собеседника, вообще, желание воспринимать информацию от ЧЕЛОВЕКА. Недаром гаджеты запрещены в школах Кремниевой долины, а теперь и во Франции.

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here